ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.
В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей.
Обязательным условием формирования у обучающихся чувства успешности является обеспечение их участия в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференция, проектной и исследовательской деятельности.
Информатика является одним из предметов учебного плана, где созданы благоприятные условий для самореализации одаренных обучающихся для проявления творческих и интеллектуальных способностей.
Цель программы: Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых обучающихся.
Задачи программы:
Концептуальные основы
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одаренные обучающиеся:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, результата труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных обучающихся:
1. Обучающиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Обучающиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Обучающиеся с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Обучающиеся с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы выявления одаренных обучающихся на уроках информатики
Комплексность, системность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса каждого одаренного обучающегося.
Методы выявления «потенциальной» одаренности:
собеседование с классным руководителем и с учителями, работающими в данном классе;
применение инновационных технологий в условиях групповой и индивидуальной работы с обучающимися; наблюдение.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися
на уроках информатики:
Основные мероприятия программы
Выявление одаренных и талантливых обучающихся.
Создание системы учета одаренных обучающихся через:
Создание условий для самореализации одаренных и талантливых обучающихся для проявления творческих и интеллектуальных способностей:
Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:
поощрение участия в различных мероприятиях грамотами и дипломами;
Педагогическая поддержка одаренных обучающихся:
Ожидаемые результаты
Методическое обеспечение работы с одаренными учащимися
Положения:
о проведении предметных олимпиад;
о проведении мероприятий в рамках предметной недели;
о конкурсах, выставках и т.п.
рабочие программы по предмету «Информатика», программа творческого объединения «Алгоритмика», индивидуально-групповых занятий и т.п.
Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися
Организация проектно-исследовательской работы учащихся на уроках информатики
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных обучающихся
Формы:
Творческий этап:
Индивидуальная работа со способными обучающимися.
Формы:
Урок.
Внеурочная работа.
Мероприятия в предметных неделе или декаде.
Олимпиады разных уровней.
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры обучающихся.
Формы:
Исследовательский этап:
Формы:
Урок.
Внеурочная работа.
Мероприятия в предметных неделе или декаде.
Олимпиады разных уровней.
Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению практических
изделий.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного обучающегося. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного обучающегося шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Самоактуализированность личности
Удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе
План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»
N п/п |
Мероприятия |
|
Учебный год |
||
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
|||
1 |
Разработка программы работы с одарёнными детьми |
+ |
|
|
|
2 |
Участие в школьных, муниципальных, региональных конкурсах и олимпиадах |
+ |
+ |
+ |
|
3 |
Внеурочная работа с одарёнными детьми |
+ |
+ |
+ |
|
4 |
Организация работы в каникулярные дни |
+ |
+ |
+ |
|
5 |
Участие в конкурсах на соискание муниципальной премии им. Ю. А. Гагарина, и стипендии им. А. И. Колдунова |
+ |
+ |
+ |
|
6 |
Проведение родительских собраний |
+ |
+ |
+ |
|
7 |
Итоговая диагностика |
|
|
+ |
|
8 |
Подведение итогов реализации программы |
|
|
+ |
|
План работы с одарёнными детьми
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Составление и уточнение списков |
Сентябрь |
Руководитель |
2 |
Создание банка данных одарённых |
Сентябрь-октябрь |
Руководитель |
3 |
Организация системы |
Сентябрь |
Руководитель |
4 |
Организация и проведение I тура |
В течение года |
Руководитель |
5 |
Подготовка учащихся к участию во II |
В течение года |
Руководитель |
6 |
Подготовка учащихся к участию в III |
В течение года |
Руководитель |
9 |
Организация работы одарённых |
В течение года |
Руководитель |
11 |
Создание банка данных результатов |
В течение года |
Руководитель |
12 |
Организация и проведение |
В течение года |
Руководитель |
13 |
Проведение предметной недели с |
Февраль |
Руководитель |
14 |
Взаимодействие с организациями и |
В течение года |
Руководитель |
15 |
Подведение итогов работы с |
Апрель-май |
Руководитель |