МОУ Новомихайловская средняя школа

Директор

+7 (4814) 82-66-32

214151 Смоленская область, Монастырщинский район, деревня Новомихайловское, 79

Посмотреть на карте

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа воспитания и социализации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ Новоихайловской СШ  (далее Программа) разработана в соответствии с ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром содержания общего образования, Примерной основной образовательной программой  ООО.

Программа разработана с учетом особенностей окружающего микросоциума села.  В Программе учитываются запросы семьи и общественных организаций. В Программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей.

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.

Программа социализации обучающихся реализуется в рамках учебно-воспитательного процесса.

Программа предназначена для организации воспитательной работы с подростками от 10 до 14 лет.

Срок реализации – 2 года.

 

Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, научная картина мира, экологическое сознание);
  • искусство (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель воспитания и социализации личности учащегося– воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию;
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
  • принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание школьником ценности человеческой жизни;
  • формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

Новизна данной Программы заключается в том, что она направлена на    социализацию ребёнка, то есть на раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание патриотичной интеллектуально и творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

 Учитывая потенциал личностного развития обучающегося, я стремлюсь сформировать познавательный интерес учащихся, выявить и развить их индивидуальные творческие задатки и способности. Через воспитательные мероприятия у подростков развиваются любознательность, целеустремлённость, самостоятельность, упорство, настойчивость, организованность, патриотизм, формируется эмоционально-волевая регуляция, а также – культура общения и поведения в различных ситуациях.  

 Разработанная мною Программа способствует решению проблем социальной адаптации подростков, отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов воспитания в соответствии с возрастными психологическими  особенностями личностного роста обучающихся, через реализацию принципов деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

По мнения учёных, процесс социализации имеет такие стадии:

Адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);

Индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, самореализация);

Интеграция (желание вписаться в коллектив современного общества, развивать навыки общения).

Исходя из этого, Программа  представляет собой комплекс подпрограмм, обеспечивающий общесистемные эффекты работы с подростками: «Истоки», «Личность», «Творчество», «Общение».

 

В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

1. Принцип гуманизации.  Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.

4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

5. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество педагога, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.

7. Принцип успешности. Мажорный тон  жизни ребёнка должен опираться на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

8. Принцип творческой самостоятельности обучающихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение обучающимися соответствующими видами трудовой деятельности, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

осмысление значимости приобретения знаний, умений, навыков;

формирование нравственно-эстетических потребностей, жизненных ценностей;

стремление к здоровому образу жизни;

приобщение к традициям народной культуры;

развитие активной творческой самореализации;

формирование коммуникативных умений и навыков.

МОНИТОРИНГ

Изучение эффективности воспитательного процесса  осуществляется через:

Педагогическое наблюдение;

Анализ участия учащихся в конкурсах, коллективно трудовых делах и общешкольных мероприятиях;

Тестирование;

Анкетирование;

Педагогическое диагностирование при помощи следующих методик:

- методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова);

- методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г. Жедунова);

- методика для изучения социализированности личности учащегося (Ф.П. Черноусова);

- мониторинг уровня воспитанности;

- мониторинг уровня удовлетворённости родителей качеством воспитательных услуг.

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Убеждение

Коллективные беседы разъясняющего характера;

Индивидуальные беседы разъясняющего характера;

Консультации;

Тренинги;

Диспуты;

Обсуждения.

Упражнение

Различные формы организации внеклассных мероприятий;

Часы общения;

Акции;

Практическое выполнение действий обучающимися.

Требование

Просьба;

Тактичное указание взрослого;

Тактичное распоряжение взрослого.

Контроль

Отчёт обучающегося группового и индивидуального характера;

Беседа индивидуального и группового характера;

Анкетирование;

Тестирование.

Одобрение

Похвала;

Награждения морального и материального характера;

Благодарственное письмо обучающему, родителям.

 Осуждение

Обсуждение проблемы;

Замечание устного или письменного характера.

Формы проведения мероприятий:

беседа;

интерактивная беседа;

рассказы детей;

викторина;

праздник;

акция;

конкурс;

выставка;

спортивный праздник;

игра;

деловая игра;

театрализованное представление;

лекция с мультимедийной презентацией;

диагностические исследования.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа представляет собой комплекс подпрограмм, обеспечивающий общесистемные эффекты работы с подростками: «Истоки», «Личность», «Творчество», «Общение».

 

 

                                       

 

«Истоки».

Подпрограмма «Истоки» объединяет мероприятия патриотического, эстетического, историко-культурного содержания.

Цель: воспитание бережного отношения к традициям народной культуры; создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

 Задачи:

Сохранение народных традиций, освоение духовными ценностями своего поселения, Смоленской области, страны.

Расширение представлений и приобщение детей к нормам культурной жизни, воспитание уважения к народным традициям.

Создание условий для проявления обучающимися своей индивидуальности в учебно-воспитательном процессе.

 

«Личность».

Подпрограмма «Личность» включает в себя психологические, интеллектуальные мероприятия и мероприятия, посвящённые охране здоровья.

Цель: оказание помощи обучающимся в развитии их познавательного интереса, способностей, умений действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно; демонстрация обучающимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения; развитие интереса к внеклассной деятельности, к своему времяпровождению.

Задачи:

Определить круг реальных возможностей обучающихся, его ближайшую зону развития;

Создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии;

Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.

Формирование у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить своё здоровье и здоровье других.

 

В работе по формированию здорового образа жизни как личной ценности особое место занимает воспитание на личном примере, шефство старших товарищей, увлечения обучающихся творчеством для погружения их в интересную социально значимую деятельность которая увлекает, сближает, воспитывает. Способствует этому эффективная и наглядная пропаганда здорового образа жизни.

 

«Общение».

Подпрограмма «Общение» включает в себя мероприятия нравственного, психологического содержания.

Цель: Передача обучающимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

Формировать у обучающихся культуру общения;

Расширение представлений и приобщение детей к нормам культурной жизни, воспитание уважения к народным традициям.

Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей обучающихся;

Формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;

Способствовать формированию коллектива, связанного творческой деятельностью и общением.

 

 «Творчество».

Подпрограмма «Творчество» включает в себя мероприятия творческой направленности.

Цель: оказание помощи обучающимся в возможности проявлять свои интеллектуальные, исследовательские и творческие способности в окружающем мире.

Задачи:

Привлекать обучающихся к творческим конкурсам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам.

Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей обучающихся родителям, педагогам, сверстникам;

Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливыми к чужим достижениям.

 

 

 

 

                                   ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

«истоки»

«личность»

«общение»

«творчество»

сентябрь

«История информатики»

Изучение мотивов участия школьников в деятельности

«Давайте познакомимся»

 

октябрь

«Вклад отечественных учёных в развитие информатики»

«Настоящий друг»

Конкурс компьютерных рисунков

ноябрь

«Система прграммирования КУМИР»

 

 

декабрь

Участие в областной благотворительной акции «Моя семья в Рождество»

 

Диагностика: «Психологическая атмосфера в коллективе»

 

Конкурс новогодних рисунков на компьютере

январь

 

«Лыжню! Зимние виды спорта»

 

Выставка лучших работ

февраль

 

«Я люблю свою лошадку»

 

 

«Сквернословие       - вредная привычка или…»

марь

«Деревенские посиделки»

 

Благотворительная акция «Развивающие игры для младших школьников»

Интерактивная игра «Жизненные ценности»

 

апрель

 

«Мир моих увлечений»

 

май

 

Диагностика уровня воспитанности обучающихся

 

Час общения «Вот и стали мы на год взрослее»

Выставка лучших работ

             

   

 

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

«истоки»

«личность»

«общение»

«творчество»

сентябрь

«Разработки отечественных программистов»

 

 

октябрь

 

«Курение – вредная и опасная ловушка»

 

ноябрь

 

«Кролики – это не только ценный мех…»

Конкурс  компьютерных рисунков «Кукла моей мечты»

декабрь

«Откуда взялся Новый год»

 

Конкурс новогодних рисунков на компьютере.

Участие в областной благотворительной акции «Моя семья в Рождество»

январь

 

«Ты и твоё время»

Час общения «Этот реальный мир сказок»

 

февраль

«Из истории спортивных игр»

Благотворительная акция «Развивающие игры для младших школьников»

марь

«Золушка года»

апрель

 

«Труд красит человека»

Выставка компьютерных рисунков «Моя любимая игрушка»

Диагностика: «Психологическая атмосфера в коллективе»

 

май

 

Диагностика уровня воспитанности обучающихся

 

Час общения «Вот и стали мы на год взрослее»

Театрализованное представление «Терем-теремок»

Диагностика социализированности личности учащегося

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: способствовать повышению психолого-педагогических знаний родителей. через лектории, открытые занятия, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.

Задача: вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс через:

- открытые занятия;

- организацию совместных творческих дел;

- индивидуальные консультации;

- помощь в укреплении материально-технической базы.

 

Направления работы с родителями:

Изучение семей обучающихся;

Изучение воспитательного потенциала семьи;

Психолого-педагогический всеобуч родителей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Индивидуальная работа с родителями.

Основные формы работы с родителями:

лекция, дискуссия, беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования, переписка.

Тематика родительских собраний.

Давайте познакомимся.

Воспитание трудолюбия в семье.

Мой подросток.

Вредные привычки и их последствия.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя: 5 класс. – М.: 5 за знания, 2009.- 432с.

Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) / Авт-сост. Ф.П. Черноусова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.

Классные часы: 5 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (Учебный год).

Классные часы: 6 класс / Авт-сост. Л.А. Егорова – М.: ВАКО, 2008. – 208 с. – (Учебный год).

Классные часы: 7 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – 256 с. – (Учебный год).

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы  – М.: ВАКО, 2009. – 208 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классногоруководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Современный справочник классного руководителя 10-11-х классов / Т.И. Галкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314с. – (С нашим классным – жизнь прекрасна!).

Воспитательная работа классного руководителя в 10-11-х классах / Т.И. Галкина, В.В. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 374с. – (С нашим классным – жизнь прекрасна!).

Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011. 344с.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

1. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители».
2. Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

3.  П. П. Бажов «Уральские сказы» («Медной горы хозяйка», «Малахитовая Шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Две ящерки», «Приказчиковы подошвы», «Таюткино зеркальце», «Про Великого Полоза», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Богатырёва рукавица», «Кошачьи уши», «Иванко-Крылатко», «Чугунная бабушка», «Живинка в деле», «Солнечный камень», «Васина гора» и другие).
 4. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес», «Алиса а Зазеркалье».
 5. М. Метерлинк «Синяя Птица».

6. Г. Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо»
7. Михаил Пришвин "Кладовая Солнца", "Кощеева цепь".

8. Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес», «Песочный человек».
9. Василий Аксенов «Мой дедушка памятник».
10. Шейла Барнфорд «Невероятное путешествие».
11. О. Генри «Рассказы».
12. Т. Майн Рид «Всадник без головы», «Белый вождь», "Охотники за скальпами".
13. Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней».
14. Мифы Древней Греции и Древнего Рима.
15. А. С. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь».
16. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц». 
17. Джек Лондон «Сердца трех», «Белый клык», «Мартин Иден», «Лунная долина». Повести, Рассказы.
 

Контакты

Директор

Глинкина Елена Михайловна

novomihskola@mail.ru

+7 (4814) 82-66-32

E-mail: novomihskola@mail.ru

214151 Смоленская область, Монастырщинский район, деревня Новомихайловское, 79