МОУ Новомихайловская средняя школа

Директор

+7 (4814) 82-66-32

214151 Смоленская область, Монастырщинский район, деревня Новомихайловское, 79

Посмотреть на карте

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа и план работы с одарёнными

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей.

Обязательным условием формирования у обучающихся чувства успешности является обеспечение их участия в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференция, проектной и исследовательской деятельности.

Информатика является одним из предметов учебного плана, где созданы благоприятные условий для самореализации одаренных обучающихся для проявления творческих и интеллектуальных способностей.

 

Цель программы: Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых обучающихся.

Задачи программы:

  • создать условия для самореализации одарённых обучающихся.
  • способствовать проявлению одаренности в различных видах творческих занятий через оптимальное сочетание урочной, внеурочной, групповой и индивидуальной деятельности;
  • внедрять инновационные педагогические технологии для обучения обучающихся с высоким уровнем одаренности;
  • расширить возможности для участия способных и одарённых обучающихся в предметных олимпиадах разного уровня, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Концептуальные основы

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Одаренные обучающиеся:

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, результата труда. 

Условно можно выделить следующие категории одаренных обучающихся:

1. Обучающиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Обучающиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Обучающиеся с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Обучающиеся с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы выявления одаренных обучающихся на уроках информатики

Комплексность, системность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса каждого одаренного обучающегося.

Методы выявления «потенциальной» одаренности:

собеседование с классным руководителем и с учителями, работающими в данном классе;

применение инновационных технологий в условиях групповой и индивидуальной работы с обучающимися; наблюдение.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися

на уроках информатики:

  • применение на уроках технологии системно – деятельностного, индивидуально - дифференцированного подходов;
  • насыщенность учебного материала заданиями различного уровня, предоставление возможности выбора творческих заданий;
  • поощрение признания своих творческих и интеллектуальных способностей;
  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
  • установка на ценность и полезность в дальнейшей жизни познавательной деятельности при изучении информатики;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития творческой личности.

Основные мероприятия программы

Выявление одаренных и талантливых обучающихся.

Создание системы учета одаренных обучающихся через:

  • анализ творческих способностей и практических умений;
  • диагностику потенциальных возможностей;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным обучающимся;

Создание условий для самореализации одаренных и талантливых обучающихся для проявления творческих и интеллектуальных способностей:

  • создание для обучающегося ситуации успеха на уроках информатики и во внеурочной деятельности (кружок, индивидуальные занятия) через индивидуальный подход;
  • организация научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • организация и участие в предметных  олимпиадах;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях, выставках разного уровня, в конкурсах в Интернет-пространстве, в предметных неделях по тинформатике.

Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:

поощрение участия в различных мероприятиях грамотами и дипломами;

 Педагогическая поддержка одаренных обучающихся:

  • повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов, самообразование;
  • использование новых педагогических технологий;
  • организация исследовательской работы обучающихся;

Ожидаемые результаты

  • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся по информатике;
  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;
  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • ежегодное участие большего количества обучающихся в конкурсах, в олимпиадах разного уровня.

Методическое обеспечение работы с одаренными учащимися

  1. Информационное обеспечение

 Положения:

о проведении предметных олимпиад;

о проведении мероприятий в рамках предметной недели;

о конкурсах, выставках и т.п.

  1.  Программное обеспечение

рабочие программы по предмету «Информатика», программа творческого объединения «Алгоритмика», индивидуально-групповых занятий и т.п.

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися

  • Выполнение творческих проектов и изделий.
  • Подготовка одаренных обучающихся к олимпиадам различного уровня по предмету «Информатика».
  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
  • Практическая работа с использованием творческого потенциала, креативного мышления, пространственного воображения.
  • Мероприятия по предмету «Информатика» в рамках предметных недели или декады.
  • Представление широкого спектра форм учебной и творческой деятельности.
  • Повышение мотивации обучающихся к изучению информатики.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Индивидуальная творческая работа по созданию проектов по информатике и конкурсы различных уровней.
  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе. Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Создание индивидуальной траектории развития личности обучающегося. Практическая работа с использованием творческого потенциала, креативного мышления, пространственного воображения.
  • Индивидуально-групповые занятия
  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков творческой и практической деятельности.

Организация проектно-исследовательской работы учащихся на уроках информатики

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных обучающихся

Формы:

  • Урок.
  • Внеурочная работа.
  • Индивидуальные и групповые занятия

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование методов общения с миром.
  • Творческое развитие обучающихся.

Индивидуальная работа со способными обучающимися.

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в предметных неделе или декаде.

Олимпиады разных уровней.

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы:

  • Урок.
  • Внеурочная работа.
  • Мероприятия в предметных неделе или декаде.
  • Олимпиады разных уровней.
  • Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению творческих
  • изделий.

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры обучающихся.
  • Самостоятельное применение обучающимися УУД.
  • Формирование делового общения.
  • Самоопределение

 

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в предметных неделе или декаде.

Олимпиады разных уровней.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению практических

изделий. 

Критериальная база

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного обучающегося. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного обучающегося шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

 

Самоактуализированность личности

  • Умение и стремление обучающихся к познанию и проявлению своих возможностей.
  • Креативность личности обучающегося, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  • Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  • Способность к рефлексии.
  • Уровень коммуникативной культуры
  • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений обучающихся.
  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации по М. Лукьяновой 

Удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  • Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
  • Комфортность, защищенность личности одаренного обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
  • Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
  • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  • Изучение удовлетворенности обучающихся жизнью в школе.
  • Тест школьной тревожности Филипса.

 

 

План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»

N п/п

Мероприятия

 

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

1

Разработка программы работы с одарёнными детьми

+

 

 

2

Участие в школьных, муниципальных, региональных конкурсах и  олимпиадах

 

+

 

+

 

+

3

Внеурочная работа с одарёнными детьми

+

+

+

4

Организация работы в каникулярные дни

+

+

+

5

Участие в конкурсах на соискание муниципальной премии им. Ю. А. Гагарина, и стипендии им. А. И. Колдунова

 

+

 

+

 

+

6

Проведение родительских собраний

+

+

+

7

Итоговая диагностика

 

 

+

8

Подведение итогов реализации программы

 

 

+

           

 

 

 

 

                                                                 План работы с одарёнными детьми

 

 


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление и уточнение списков
учащихся, успешных в прикладном творчестве

Сентябрь

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

2

Создание банка данных одарённых
детей

Сентябрь-октябрь

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

3

Организация системы
дополнительного образования
общекультурной направленности

Сентябрь

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

4

Организация и проведение I тура
(школьных) конкурсов и
олимпиады по информатике

В течение года
(по плану)

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

5

Подготовка учащихся к участию во II
туре (районных) конкурсов и
олимпиады по информатике

В течение года
(по плану)

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

6

Подготовка учащихся к участию в III
туре (региональных) конкурсов и
олимпиады по информатике

В течение года
(по плану)

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

9

Организация работы одарённых
учащихся

В течение года

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

11

Создание банка данных результатов
работы одарённых детей

В течение года

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

12

Организация и проведение
дополнительных занятий с
одарёнными детьми

В течение года

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

13

Проведение предметной недели с
активным участием одарённых детей

Февраль

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

14

Взаимодействие с организациями и
объединениями по вопросам работы с
одарёнными детьми

В течение года

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

15

Подведение итогов работы с
одарёнными детьми

Апрель-май

Руководитель
программы: Счастливый П.А.

 

Контакты

Директор

Глинкина Елена Михайловна

novomihskola@mail.ru

+7 (4814) 82-66-32

E-mail: novomihskola@mail.ru

214151 Смоленская область, Монастырщинский район, деревня Новомихайловское, 79